Сталь и креМЕНЬ: искры веры
spacer.png, 0 kB

Новый адрес

Новый адрес проекта "Добрые самаряне": samaryane.ru

ВКонтакте

Обновления (RSS)

Авторизация






Забыли пароль?






spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB Реклама
Новости arrow О проекте arrow Хорошие книги arrow Сталь и креМЕНЬ: искры веры
Сталь и креМЕНЬ: искры веры
10.03.2009

Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Александра Меня можно поставить в один ряд с такими общепризнанными классиками христианской мысли как Льюис и Честертон. Он был первым российским неамериканским миссионером, через которого многие уверовали в живого и воскресшего Христа, после семидесяти лет атеизма. Даже сейчас, после смерти Меня через его книги множество людей приходят к познанию истины.

Священник

В юности Мень увлекался литературой, поэзией, музыкой, занимался живописью. Больше всего любил рисовать животных в зоопарке и писать прозу. Но в двенадцать лет он решил, что должен стать священником и начал прислуживать в Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Мень самостоятельно освоил программу семинарии. Будучи студентом светского ВУЗа изучал богословие по программе духовной академии.
Накануне последней сессии Меня исключили из института, потому что в ректорате стало известно о его религиозных убеждениях. Не смотря на то, что он не закончил семинарию, его посвятили в сан диакона и направили в Одинцово, где он прослужил два года. В это время он заочно учился в Ленинградской семинарии. Затем Меня рукоположили в священники, а потом, назначили вторым священником в Алабино (50 километров от Москвы). Через год он стал настоятелем этого храма (старшим священником)
В начале 60-х он опубликовал около 20 статей в «Журнале Московской Патриархии». В конце концов, в «Науке и религии» появилась разгромная статья, а Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви по Московской области потребовал, чтобы Мень покинул Алабино. Тогда он занял вакантное место второго священника в Тарасовке.
Мень участвовал в создании кружка молодых священников, стремившихся к обновлению Церкви. Между тем популярность Меня не давала покоя настоятелю, который отправил на него донос в КГБ. Мень после этого перевелся в Новую Деревню, где служил до самой смерти, а поселился по соседству, в Семхозе.
Миссионер

Молва о вдохновенных проповедях отца Александра быстро распространялась среди верующих, его приезжали послушать со всех концов страны.

1988 году, когда Православная Церковь праздновала тысячелетие крещения Руси, отношение к религии у государства изменилось. В мае 1988 года Александр Мень впервые выступил с лекцией на тему «Тысячелетия крещения Руси» в Московском институте стали и сплавов. По телевидению стали появляться фрагменты церковной службы, религиозные передачи. Стали поступать приглашение на выступления в школах и ВУЗах. За два года отец Александр прочитал более 200 лекций, которые всегда собирали много народу. Он часто посещал Детскую Республиканскую клиническую больницу в Москве, где беседовал с больными детьми, утешал их родителей

В годы перестройки Александр Мень стал одним из самых популярных христианских проповедников в СССР. Он активно сотрудничал со средствами массовой информации, занимался широкой преподавательской и лекционной деятельностью. Он стал одним из инициаторов создания Российского Библейского общества в 1990 году. Одновременно он основал Общедоступный Православный университет и журнал «Мир Библии». Настоятель скромного подмосковного храма стал первым православным священником, который публично выступил в нашей стране с проповедью Евангелия на телевидении.

Александр Мень приводил в лоно церкви самых разных людей, крестил Солженицына, был духовником Андрея Вознесенского и Александра Галича. Его называли «диссидентом в рясе», «обличителем атеизма», но при этом все без исключения признавали в нем человека энциклопедических знаний.

Писатель

Свою первую книгу «Сын человеческий», где на основе исторических и археологических данных рассказана история земной жизни Христа, Мень начал еще в отрочестве. Однако ее полный текст оставался в рукописи до тех пор, пока в 1968 Брюссельское католическое издательство «Жизнь с Богом» не опубликовало ее под псевдонимом.
Тем временем Мень приступил к большой истории религий человечества «В поисках Пути, Истины и Жизни». В начале 70-х пять первых томов вышли в Брюсселе. В те же годы был составлен путеводитель «Как читать Библию».
Последняя работа Меня – семитомный словарь по библиологии, куда вошли статьи о комментаторах Библии от Филона Александрийского до современных авторов.
Пожалуй, самым выдающимся трудом стала книга «Сын человеческий». Общий тираж книги «Сын человеческий» оценивают в один миллион экземпляров. Помню, в библиотеке нашей церкви эта книга никогда не залеживалась на полках. Сам ее внешний вид говорит о том, что ее прочитал не один десяток человек. И, возможно, уже не по одному разу.

В своих книгах Мень проводит параллель между нехристианскими религиями и христианством, но не для того, чтобы унизить последнее. Наоборот, он показывает, что только Христианство является подлинной верой, сходящей свыше, от Бога (в отличие от других, «естественных религий»)

Александр Мень - один из основоположников христианского самиздата 60-х. До начала перестройки его книги издавались за границей под псевдонимами Э. Светлов, А.Боголюбов, А. Павлов.

Однажды его спросили, что для него важнее: пастырское служение или писание книг. Он ответил, что не может отделить одно от другого. Книга была одной из форм его служения. «Книга — как стрела, пущенная из лука. Пока ты отдыхаешь, она работает за тебя!» - писал Мень. Он почти не отдыхал, но, тем не менее, послал много стрел и стрелы эти продолжали свою работу без него и продолжают ее по сей день.

Его целью было разрушить преграды, мешающие людям воспринимать Слово Божье. Преграды из культуры, предрассудков, готовых идей, стереотипов атеистической пропаганды, запавших в умы. «В своих книгах я стараюсь помочь начинающим христианам, пытаясь раскрыть на современном языке основные аспекты евангельского жизнепонимания и учения. Наша дореволюционная литература, к сожалению, не всегда понятна нынешним читателям, а иностранные книги обращены к людям с психологией и опытом иными, нежели наши. Поэтому постоянно существует нужда в новых отечественных книгах. Особенно для тех, кто недавно вступил на путь веры»

Свой среди чужих, чужой среди своих

Александра Мень был священником Православной Церкви, и заслуженно получал награды и поощрения от своего руководства. Но, как это часто бывает, особенно с миссионерами, многие его идеи были неправильно поняты. Например, дьякон Кураев полагает, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры, и даже поощряют оккультизм. Причину такого неприятия можно найти в том, что Мень с симпатией относился к другим христианским конфессиям – католичеству и протестантизму. Критики утверждают, что Мень хотел чуть ли не объединить все христианские и нехристианские конфессии, не вникая в сущность его работ. На самом деле Мень лишь пытался наладить контакт христианства с внешним миром, но не для того, чтобы соединить их, а для того, чтобы осветить этот мир Словом Божьим. Он, подобно апостолу Павлу был "для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона".

Мень писал книги, проповедовал, чтобы «спасти по крайней мере некоторых». Но от его проповеди каялись много тысяч людей. Порой, его книги невозможно найти в православном храме, но они есть почти в любом книжном магазине. При жизни ни одна из его книг не была издана в России.

Некоторые представители православных и окололоправославных кругов оценивали деятельность отца Александра  как «неправославную», во время выступлений Александр  Мень неоднократно получал записки с угрозами.
9 сентября 1990 г. Мень рано утром отправился совершать литургию. Недалеко от своего дома он был убит ударом топора. Преступник так и не был найден.
Священник воспитал двоих детей: сына и дочь. Сын Михаил был депутатом Государственной Думы России, вице-губернатором Московской области, заместителем мэра Москвы, а сейчас является губернатором Ивановской области.

Основные жизненные вехи Александра Меня
22 января 1935 г. родился в Москве в семье инженера-текстильщика
1935 г. - в возрасте 6 месяце крещен вместе с матерью, принадлежащей к т.н. Катакомбной Церкви
1950 году, решив стать священником, начал прислуживать в Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
1953 поступил в Московский пушно-меховой институт на охотоведческом факультет, написал свою первую книгу «О чем говорит Библия и чему она учит»
1955 переведен в Иркутский сельско-хозяйственный институт
1958 отчислен из института за религиозные убеждения, рукоположен в дьяконы, и направлен в приход села Акулово (под Одинцовом)
1960 окончил Ленинградскую духовную семинарию, рукоположен в священники
с 1961 г. - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Алабино (50 километров от Москвы)
1964 переведен в качестве второго священника в церковь недалеко от подмосковной станции Тарасовка
1965 закончил Московскую духовную академию (заочно)
1968 публикация «Сына человеческого» под псевдонимом в Брюсселе
1970 переведен в храм Сретения Господня в Новой Деревне (около г. Пушкино)
1990 принял участие в создании Российского библейского общества, взялся за основание Православного Университета, учредил общество "Культурное возрождение", первый среди священников провел серию религиозных передач на радио и телевидении.
9 сентября 1990 года был убит при невыясненных обстоятельствах

Горланов Николай


5 лучших книг Александра Меня

«Сын человеческий» - книга об Иисусе, где  на основе исторических и археологических данных современным языком рассказывается история земной жизни Христа

«В поисках пути, истины и жизни» - серия книг (шеститомник), в которой история нехристианских религий рассматривается как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия

Библиологический словарь – 3 тома, около 10 тысяч терминов

«История религии» - учебник в 2 томах

«Таинство, слово и образ. О православном богослужении» - книга открывает возможность лучше понять мир Православной Церкви, погрузиться в мир ее символов и реальностей


Цитаты из книг:

Письма духовной дочери Александре Орловой-Модель
"Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» - не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник - культурная традиция и этнопсихология ... Сказать, что 700 млн. католиков и 350 млн. протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь - значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной."
Сын Человеческий
2 — 4 апреля
Шум у восточных ворот привлек любопытство многих горожан. Увидев Человека, Который ехал во главе процессии, распевающей гимны, они с удивлением спрашивали: “Кто это?” Паломники с гордостью объясняли им: “Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского...”

 
Реклама от Google
Материалы по теме
Счетчики
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB